![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
||||||
Правовая информация: Гражданство и статус
Правовое положение еврейских эмигрантов из бывшего СССР
Разъяснение правового положения еврейских эмигрантов из бывшего Советского Союза стало темой статьи члена Русско-немецкой коллегии юристов из г. Аугсбурга г-на Григория Дронфорта (тел. 49(0)821/3495641), которую он любезно предоставил нашей газете.
Права и обязанности жителей Германии во многом зависят от их правового положения, или правового статуса. Наличие того или иного правового статуса (гражданин страны, иностранец, лицо без гражданства, контингентный беженец, политический беженец, переселенец и т.д.) во многом определяет права людей и возможности в области трудовой деятельности, семейного права, социального обеспечения и обеспечения жильем, образования, объединения в союзы, свободы передвижения, высылки из страны, получения гражданства, обращения в суд и т.д. Граждане других стран и лица без гражданства, проживающие в Германии, считаются иностранцами до тех пор, пока не получат ее гражданство. Евреи, прибывающие из стран бывшего СССР, являются иностранцами с особым статусом - статусом контингентного беженца (Kontingentfluechtling). Подавляющее большинство лиц, имеющих этот статус, приехало в Германию в соответствии с порядком, установленным решением конференции руководителей правительств федерации и земель Германии в январе 1991 года, получив предварительно от федерального административного ведомства (Bundesverwaltungsamt) в Кёльне разрешение на въезд в конкретную федеральную землю. Решение этой конференции распространило действие Закона от 22 июля 1980 г. "О мероприятиях для беженцев, принимаемых в рамках гуманитарной акции помощи" на еврейских эмигрантов из бывшего СССР. При этом для них предусмотрены особенности, отличающиеся от случая непосредственного применения закона. Указанный Закон обычно именуют кратко как Закон о контингентных беженцах (далее по тексту - Закон). Статус контингентного беженца предоставляет имеющим его лицам большие преимущества по отношению к иным правовым статусам иностранцев. Во-первых, вид на жительство предоставляется без ограничения срока (Unbefristete Aufenthaltserlaubnis). Для сравнения замечу, что в соответствии с парагр. 24 Закона об иностранцах для получения бессрочного вида на жительство иностранцу с другим статусом необходимо не только 5 лет проживания по виду на жительство, но и ряд других условий: наличие специального разрешения на работу (для наёмных работников); наличие особого разрешения для длительного занятия собственной трудовой деятельностью; понимание устной немецкой речи; наличие достаточного жилого помещения для себя и членов семьи, проживающих совместно; отсутствие оснований для высылки и другие условия. Во-вторых, на контингентных беженцев распространяется действие Женевской конвенции о правовом положении беженцев от 28 июля 1951 г. (статьи от 2-й до 34-й), то есть они имеют равные с гражданами страны права в следующих вопросах:
В-третьих, предусмотрено административное содействие реализации прав, когда требуется помощь властей зарубежного государства (речь идёт о документах и справках, обычно выдаваемых властями стран происхождения иностранцев или при их посредничестве, причем пошлины за выдаваемые документы не могут превышать пошлин, взыскиваемых с собственных граждан). В-четвертых, предоставляется право свободного передвижения и выбора места жительства. В-пятых, выдаётся личное удостоверение. В данном случае имеется в виду не Reiseausweis, выдача которого предусмотрена ст.28 Женевской конвенции, а Reisedokument, заменяющий паспорт в соответствии с парагр. 39 Закона об иностранцах. Здесь имеет место такое применение Закона, когда регулирование этой ситуации отступает от прямого применения Закона с учётом того, что в государствах - преемниках бывшего СССР в настоящее время отсутствует государственное преследование евреев, а выдача Reiseausweis может привести к нежелательным внешнеполитическим последствиям. С другой стороны, соответствующее применение Закона позволяет не лишать контингентных беженцев этого статуса при продлении ими национальных паспортов или получении новых. Утрата статуса непременно последовала бы при прямом применении Закона. В-шестых, передачу наследственного имущества в случае переселения в другую страну. В-седьмых, высылку беженца, легально находящегося на территории Германии, только по основаниям общественной безопасности или порядка. При этом предоставляется право приведения доказательств своей невиновности, обжалования и защиты. Высылка или возвращение беженца не могут быть осуществлены через границы территорий, где его жизнь или свобода будут находиться под угрозой из-за его расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. В-восьмых, содействие интеграции и натурализации. Все вышеперечисленные права стоят за очень скромной справкой о статусе (Statusbescheinigung), выдаваемой уже в первые дни пребывания в Германии департаментом жителей и порядка (Einwohner- und Ordnungsamt), в котором сказано, что владелец справки является иностранным беженцем в смысле парагр. 1 Абз. Закона от 22 июля 1980 г. "О мероприятиях для беженцев, принимаемых в рамках гуманитарной помощи".
Партнер, 11.98, Григория Дронфорт
Copyright (c)1999 www.germany.ru, All Rights Reserved |
[an error occurred while processing this directive] |
||||||
![]() |
[an error occurred while processing this directive]