Deutsch
Germany.ruНемцы в России

Немцы Санкт-Петербурга

 

 

Немцы Санкт-Петербурга - особая и яркая страница российской истории.

Первые выходцы из Германии появились на берегах Невы уже в самом начале XVIII в. - одновременно с основанием города. Петр I охотно приглашал в Россию специалистов из Западной Европы, создавая для них благоприятные условия (эту политику продолжали и его преемники на российском троне). Многие немцы устремлялись в Россию по собственной инициативе, привлеченные не в последнюю очередь возможностями приложения в новой стране своих творческих сил и способностей.

anichkovmost.jpg (16122 Byte)Аничков мост.
Литография.
1859.
Скульптуры "Укротители коней" выполнена П. К. Клодтом.

 

 

 

 

 

Постепенно в Петербурге сложилась многочисленная и разноликая немецкая колония - этнокультурная общность людей, объединенных языком, традициями и принадлежностью к Евангелическо-Лютеранской Церкви.

Первая волна иммиграции из немецких княжеств достигает своего наивысшего подъема в 1720-е годы. Наряду с неослабевающим потоком немцев среднего сословия в Россию приезжают и ученые люди: созданная в 1724 г. Петербургская Академия наук открывает свои двери перед иностранцами. Первым президентом Академии назначается Л. Л. Блюментрост, сын переселившегося в Россию немецкого медика. Мировую славу снискал себе другой российский академик - математик Леонард Эйлер. Всего же в XVIII в. из 111 действительных членов Академии 67 были немцами.

Вторая мощная волна иммиграции приходится на середину 1730-х годов - период царствования Анны Иоанновны. В Россию переселяется в это время целый ряд дворян со своими семьями; большинство из них служит верой и правдой российскому престолу. До высших должностей поднимаются при дворе Анны Иоанновны А. И. Остерман и Б. Х. фон Миних. Судьба А. И. Остермана, прошедшего путь от скромного секретаря до вершителя государственных дел, вдохновила не одного немца оставить свой дом и отправиться в далекую незнакомую Россию на поиски удачи. Значительные потоки переселенцев устремились в Россию и в годы царствования Екатерины II, урожденной принцессы Ангальт Цербстской.

К концу XVIII в. немецкая община в Петербурге -наиболее многочисленная: немцы составляют почти половину всех иностранцев, обосновавшихся в молодой российской столице. Из этой среды вышло впоследствии немало государственных деятелей [министр финансов Е. Ф. Канкрин, канцлер К. В. Нессельроде, шеф жандармов А. Х. Бенкендорф и др.), а также ученых, архитекторов, военных, предпринимателей, банкиров, фабрикантов и др. Многие из них, преуспев в своем деле, добились со временем почетной известности. Вся Россия знала банкиров и меценатов Штиглицев, мебельных фабрикантов Мельцеров, владельцев "электрической империи" Сименсов. Для них, как и для многих других выходцев из Германии, Россия стала второй родиной.

 

piterdeu.jpg (12974 Byte)Пять братьев Сименс.
Фотография.
Около 1860 г.
Стоят ( слева направо):
Вальтер, Карл, Вернер и Отто.
Сидят: Вильгельм и его жена Анна.

 

 

 

 

 

 

Петербургская немецкая община насчитывает к началу XX в. более 50 000 человек. Среди них можно встретить представителей и родовитого дворянства (вплоть до членов царствующего Дома Романовых), и купечества, и мещанства. Типично немецкой социальной прослойкой были также врачи, аптекари, булочники. Притом если врачевание считалось повсеместно привилегией немцев, то булочники - явление сугубо петербургское.

Пытаясь освоиться в новых условиях, немецкая семья в России тем не менее сохраняет свой особый жизненный уклад. Для большинства русских она олицетворяет собой надежность, прочность, уют. В поговорку входят такие отличительные качества немцев, как аккуратность и трудолюбие. Живые образы немцев в русской литературе запечатлели A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь. И.А. Гончаров и др. Н. С. Лесков в повести "Островитяне" характеризует петербургского немца следующими словами: "Пунктуально верный, неутомимо трудолюбивый и безукоризненно честный".

Немецкие переселенцы не утратили и свою религию: Евангелическо-Лютеранские Церкви становятся своего рода духовными центрами, вокруг которых протекает размеренная повседневная жизнь немецкой общины. Самый ранний из лютеранских храмов Петербурга - церковь Св. Петра, возникшая в 1710 г. в Немец кой слободе (ныне - район Миллионной улицы ). На Васильевском острове действовала церковь Св. Екатерины (Большой пр., 1), а церковное кладбище, расположенное на Голодае (ныне - остров Декабристов), до сих пор не только уникальный некрополь, но и музей скульптуры под открытым небом. Известностью пользовались также церковь Св. Анны (Кирочная ул., 8). Немецкая Реформатская церковь (Большая Морская ул., 58) и церковь Св. Михаила на Васильевском острове (Средний пр., 18).

Именно при церкви Св. Петра открылась и первая в Петербурге немецкая школа (1710), позднее переехавшая вместе с церковью на Невский проспект (д. 22-24); деятельность ее продолжается по настоящее время. Прекрасная подготовка выпускников Петришуле упрочила в России репутацию немецкого образования. Высоким уровнем знаний отличались также выпускники школ при церквах Св. Анны и Св. Екатерины, а знаменитая гимназия Карла Мая дала России немало выдающихся деятелей в различных областях - в политике, науке, культуре.

Значительную роль в жизни петербургских немцев играла пресса. Первая и ведущая немецкая газета в Петербурге - St. Petersburgische Zeitung - стала выходить в 1727 г.; всего же за два столетия в Петербурге издавалось более 20 немецких газет. У немецких читателей российской столицы неизменным спросом пользовались также иллюстрированные и специальные журналы, адресные книги, календари и другие издания.

Немало выходцев из германских княжеств пополнило собой и художественно-артистическую среду Петербурга. Почти до самого конца XIX в. выступала на петербургских подмостках немецкая драматическая труппа; проводились клубные и любительские спектакли. Но особенно важную культурную роль сыграли немцы-архитекторы. Первая в ряду выполненных ими работ - барельеф на Петровских воротах Петропавловской крепости (1708; автор - Карл Оснер). Всего в 1703-1917 гг. в городе трудилось более 300 архитекторов немецкого происхождения. Среди них - А. И. Штакеншнейдер, строитель прекрасных великокняжеских дворцов.

Последней значительной "немецкой" постройкой оказалось здание Германского посольства, возведенное на Исаакиевской площади в начале 1910-х годов. Его строил Петер Беренс, архитектор из Германии, прославленный мастер своего времени. Посольство торжественно открыли в 1913 г.

В 1914 вспыхнула Первая мировая война. Россия и Германия оказались враждующими сторонами. На волне антигерманских настроений, охвативших тогда часть русского общества, Санкт-Петербург переименовали в Петроград, закрылись или были закрыты немецкие газеты и клубы, многие магазины и рестораны и, наконец, немецкие общества: благотворительные, церковные, культурные. История немецкой общины Петербурга, пережившей некогда бурный расцвет, близилась к своему завершению.

Преданная забвению на несколько десятилетий, немецкая жизнь в Петербурге активизируется в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Острый интерес к прошлому немецкого Петербурга проявляется в это время весьма разнообразно. Возобновляет свою деятельность Лютеранская Церковь: выходит в свет газета на немецком языке; проводятся ежегодные семинары, посвященные культуре и быту российских немцев. Одно из совместных культурных начинаний, призванных оживить нашу историческую память - открывшаяся выставка "Немцы Санкт-Петербурга".

 

 

Генеральное Консульство ФРГ в Санкт-Петербурге
Комитет по культуре Санкт-Петербурга
Евангелическо-Лютеранская Церковь