Deutsch
Germany.ruТуристамBerlin

Новый Берлин

 

Здравствуйте, дорогие радиослушатели. У микрофона - Александр Варкентин. Сегодня я предлагаю отправиться в Берлин. И не только потому что я сам очень люблю этот город, а потому что нет сейчас столицы в Европе, которая развивалась бы такими бурными темпами. Постепенно вырисовываются и новые очертания города. Например, в конце прошлой недели состоялось торжественное открытие на Потсдамской площади, неподалёку от знаменитых Бранденбургских ворот, целого архитектурного комплекса под названием "Даймлер-Сити". Фирма "Даймлер" - та самая, которая среди прочего выпускает и знаменитые "Мерседесы" - вложила в это строительство 4 миллиарда марок. На столь дорогостоящем открытии побывал Юрий Векслер:

Итальянскую симфонию Феликса Мендельсона-Бартольди для открытия нового комплекса устроители выбрали не случайно. Во-первых, сам композитор жил здесь, на старой потсдамской площади, во-вторых, выстроен "Даймлер-сити" по проекту итальянского архитектора Ренцо Пиано. Гостей на открытие собралось видимо-невидимо, одних журналистов со всего света съехалось более 1.000. Правящий бургомистр Берлина Эберхардт Дипген на похвалы не скупился:

"Мы, берлинцы, сегодня можем по праву гордиться. Когда представишь себе, что здесь, где проходила Берлинская стена и полоса смерти и отчуждения между Западом и Востоком всего за четыре года возник новый центр города, новый центр притяжения, который связывает части города воедино, то иначе как чудом это не назовёшь."

Что же это за чудо, которое обошлось концерну Даймлер-Бенц в 4 миллиарда марок? На территории в 68.000 квадратных метров возведено 19 зданий, возникло 10 новых улиц. Под бюро и офисы отведено не более половины площади, ведь по замыслу заказчиков, "Даймлер-сити" должен не только работать, но и жить. Причём жить с музыкой. Поэтому и был построен самый большой и самый современный в Германии киноцентр и самое большое в Гармании казино, музыкальный театр и театр варьете, гостиница, около 30 ресторанов и кафе, больше сотни магазинов, впрочем, всего не перечислишь. Поселившись в "Даймлер-сити" - а здесь есть и 600 квартир - можно безбедно прожить до конца своих дней, так и не покидая его пределов. Ну а захочется выбраться - тут есть и своя станция метро. А в самом центре комплекса возникла площадь имени великой Марлен Дитрих. До войны излюбленным местом гуляний и встреч всех берлинцев была парадная аллея Унтер-ден-Линден от Александер-платц до Бранденбургских ворот. После падения Берлинской стены попытка возродить эту традицию ни к чему не привела: берлинцы западные предпочитают свой Курфюрстендамм, восточные - свой Александр-платц. Психологическая стена оказалась прочнее бетонной. Может быть, именно поэтому Президент Германии Роман Герцог, разрезая ленточку на церемонии открытия счёл нужным подчеркнуть:

"Я хочу пожелать, чтобы этот новый центр пришёлся по душе всем берлинцам и всем гостям столицы. Ведь города, если так можно сказать, только на треть - архитектура, а на две трети - люди."

Берлинцы - народ любопытный. Да и хозяева не поскупились. На бесплатный рок-концерт и небывалый фейерверк на площади имени Марлен Дитрих собралось более 200.000 человек. А всего в первые же три дня в новом комплесе побывало более миллиона посетителей. Но берлинцы ещё и языкастый народ. Пафоса она 'на дух не выносят. Политики и газетчики так много трещали о "новом сердце" и "новом центре" столицы, что берлинцы так и окрестили новый комплекс сердцем, но искусственным. Приживётся ли оно - покажет будущее.

А вот в берлинском районе "Митте", то есть, "Центр" объединение немцев восточных с западными давно произошло. Причём без каких-либо грандиозных проектов а, так сказать, явочным порядком. Во всяком случае, так считает наш берлинский корреспондент Клаус Эндерле:

Хотите символики? Берлинцы народ сентиментальностью не обременённый и практичный. На большой гамбургской улице прямо напротив больницы располагались похоронное бюро и цветочный магазин - какие же похороны без цветов? Сегодня гробовых и венковых дел мастеров вытеснили ресторан и бистро. Наверное, лечение стало лучше. Район Берлин-Митте возрождается к жизни. Во времена ГДР здесь царила мерзость запустения. На головы редких прохожих сыпалась штукатурка с исщерблённых пулями и осколками домов. Прямо около берлинской стены стояли и вовсе руины. Сегодня и здесь экскурсоводы водят толпы туристов. Особенно любят они Хакеше Хёфе - это целая анфилада домов в стиле модерн. После объединения страны весь ансамбль со вкусом отреставрировали, даже кафельные плитки для фронтонов восстановили по старым эскизам. И здесь гиды не обходятся без навязшего в зубах словечка "самый":

"Хакеше Хёфе - это самый большой комплекс внутренних дворов и двориков во всей Европе. Восемь дворов нанизаны один за другим как бусинки. В 20-30-ые годы здесь было множество мелких мастерских и магазинчиков. На верхних этажах люди жили, на нижних - работали. Получался замкнутый мирок, где все жильцы знали друг друга. Если Вы живёте в большом городе, Вы знаете, как важны такие живые социальные связи, вот это чувство защищённости. Вы не можете чувствовать себя дома в таком суперсовременном гигантском комплексе, как "Даймлер-сити". Там человек всегда останется анонимной песчинкой. А здесь новые владельцы решили восстановить прежнюю атмосферу уюта."

Сами жильцы с восторженными оценками гидов не всегда согласны. Вот, например, Анн Бёкманн. В мансарде дома в самом последнем и самом тихом дворике она устроила что-то вроде балетного зала и экспериментального театра для безработных танцоров. Это было три года тому назад. Жить в маленькой деревушке в самом центре огромного города - что может быть лучше? Но с тех пор многое изменилось и не обязательно к лучшему, считает Анн:

"И потом, эти бесконечные толпы туристов, которых колоннами здесь проводят. Двадцать раз на дню слышишь одно и то же: "а в этом доме...", а тут еврейская община...", а раньше здесь было..." - хоть окна не открывай. Выйдешь из дома и продираешься сквозь толпу. Такое ощущение, что ты на вокзале живёшь или в музее, что ты сама - редкий экземпляр в зоопарке. Раньше сюда захаживали люди, которых действительно интересовал этот проект. Люди с деньгами. Они покупали что-нибудь в антикварных лавочках или в галереях, обедали в наших ресторанчиках. Сейчас целыми автобусами везут массового туриста. Ему на всё это наплевать, он в пивную хочет."

А вот Буркхард Зайдеманн только рад, что наплыв посетителей не ослабевает и вечерами. Оно и понятно - он владелец камерного театра. На рекламу ему не надо тратить ни пфеннига, все билеты распроданы на месяцы вперёд:

"Всё случайно получилось. Никто ведь и предполагать не мог, что "Хакеше хёфе" станут такими знаменитыми. В своё время все эти здания принадлежали городу и потихоньку догнивали на корню. Нам предложили зал и подсобные помещения за смехотворную плату. А потом появились прежние, довоенные владельцы. Они вложили в этот комплекс 65 миллионов, всё отделали по высшему классу. Арендная плата, конечно, подскочила до небес, зато у нас теперь и сборы другие."

В 20-30-ые годы район Митте был центром еврейской жизни в Берлине. Во времена национал-социализма евреев депортировали, многие погибли в лагерях смерти. А выжившие не хотели возвращаться в когда-то родной, но ставший чужим и враждебным город. Кроме того, район "Митте" был раположен в восточной части поделённого города, а власти ГДР только на словах клеймили антисемитизм, на деле же отказывались признать свою часть вины за преступления национал-социализма. Еврейская община в Берлине стала бурно расти только после объединения Германии и притока евреев-переселенцев из России и стран Восточной Европы. Возрждается и еврейская жизнь в районе Митте. В округе восстановленой Новой Синагоги на Ораниенбургер Штрассе появились кошерные магазинчики и ресторанчики. Во многих антикварных лавках и туристических бюро говорят преимущественно по-русски. Архитектор Гётц Белльман такое интернациональное развитие только приветствует:

"Я вижу в этом хорошие шансы для Берлина. Повсюду, во всех крупнейших городах мира есть такие районы. Берлину до сих пор недостаёт этой открытости всему миру, сочетания типично берлинской атмосферы и космополитизма. А здесь, в районе "Митте", с его историей, надо только руки приложить."

Гётц Белльманн знает, о чём говорит. Он планировал перестройку комплекса "Хакеше Хёфе", а сейчас участвует в модернизации нескольких жилых кварталов. Конечно, бурный рост квартплат постепенно выдавливает из района прежних жильцов. Но это развитие теперь уже не сдержать. На их место приходят новые. Например, супруги Хоффманн. Они переехали в Берлин из Кёльна, купили целый этаж в заброшенном фабричном здании в районе "Митте" и выставляют здесь свою частную коллекцию современного искусства.

"Частная инициатива в области культуры бьёт ключом. Прямо в нашей ближайшей округе чуть ли не каждый месяц открывается новая картинная галерея. Здесь их уже добрых две дюжины. В районе "Митте" обосновалась целая колония художников со всего света. Эти перемены, этот здоровый оптимизм заражают. Это чудо какое-то, я здесь просто помолодел."

Чудо совсем другого рода сохранилось на Аугустсштрассе. На видавшем и лучшие времена здании красуется вывеска: "Клерхенс балльхауз", что в свободном переводе означает "Танцзал мадам Клэрхен". Мадам купила его в начале века. Он пережил войну и даже во времена социализма оставался в частном владении наследников. Мало изменилась и обстановка: тусклые старинные люстры, плюшевые кресла, таблички с номерами и телефоны на столиках. Сюда, в основном, как и 100 лет тому назад, приходят одинокие люди. Возраст от 18 до 80. Приходят по-одному, а уходят парами. Приглянулся кто-нибудь в другом конце зала - можно пофлиртовать по телефону, пригласить на танец, не боясь что тебе дадут от ворот поворот. Особое оживление царит в зале, когда объявляют белый танец. Нынешний владелец Штефан Вольф сам подбирает музыку: танго, рок-н-ролл, для молодых посетителей иногда и текно:

"Но никто всерьёз и не возражает. Люди постарше пользуются перерывом, чтобы выпить стаканчик, поговорить за столиком или у бара. А к утру уже всем всё равно, танцуют под любую музыку, кто вальс, кто буги."

Закрывается "Танцзал мадам Клэрхен" только с уходом последних посетителей. Обычно на улице уже светло. На прощание хозяин часто ставит пластинку с песней, которая так и называется "Клэрхенс Балльхаус":

Теперь-то, я думаю, нам с Вами ясно, почему новый канцлер ФРГ Герхард Шрёдер сразу после избрания заявил, что он ускорит перезд правительства из тихого, заштатного Бонна в Берлин. Город действительно обещает стать мировой столицей. Там сама атмосфера заставляет ходить быстрее, думать проворней, жить веселей. Нашему правительству это не повредило бы. А я на этом прощаюсь с Вами. Спасибо нашим авторам Юрию Векслеру и Клаусу Эндерле, спасибо Вам, дорогие слушатели за то, что Вы настроились на "Немецкую волну". В студии был Александр Варкентин. Следующий выпуск радиожурнала "Германия из первых рук" - ровно через неделю. 08.10.98

Немецкая волна